Служба психологической помощи Телефон доверия Контактная информация: Адрес: Челябинск Телефон: +7 (351) 721-19-21, +7 (351) 722-07-38, 8 (800) 200-01-22 Часы работы: ежедневно, круглосуточно О работе телефона доверия и о том, что волнует людей, мы поговорили с одним из психологов-консультантов службы. « Почему возникла необходимость создания службы?». «Детский телефон доверия начал свою работу первого октября 2012 года. Между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Правительством всех областей РФ было заключено соглашение об организации деятельности нашей службы. Есть такое понятие, как психологическое неблагополучие, которое характеризуется внутренним дискомфортом, ощущением беспомощности и ущемленности. В такой ситуации человек эмоционально уязвим. Дети – это особая категория. Они часто страдают депрессией, совершают импульсивные поступки, среди подростков выросло количество суицидов. В этом возрасте они очень ранимы, но не всегда они находят понимание своих проблем у взрослых. Позвонив же на телефон доверия, дети могут рассказать о любой волнующей проблеме и быть уверенным, что здесь их обязательно выслушают. На телефон доверия обращаются и взрослые люди, испытывающие психологические проблемы. Мы всем готовы оказать помощь». «Насколько востребован телефон доверия?». «Иногда мы можем принять более 20-30 звонков за смену, а бывает, за день позвонит два-три человека. Люди обращаются на телефон доверия, когда им кажется, что все в жизни рушится и выхода нет. За каждым таким звонком стоит судьба человека, поэтому для наших консультантов важен любой звонок, мы всем стараемся помочь». «Бывает, через какое-то время человек перезванивает, рассказывает, что у него все наладилось и благодарит консультанта за помощь. Это дорогого стоит». «С какими проблемами к вам обращаются чаще всего?». «Проблемы у всех разные. Подростков, например, беспокоит, как познакомиться с девушкой или парнем? Часто перед ЕГЭ мы получаем массу звонков о том, как страшно сдавать экзамен, как тяжело дается процесс подготовки, ребята очень боятся, что не получат высокой оценки. Нередко дети просят подсказать, как наладить отношения с родителями, найти с ними взаимопонимание. В процессе общения подростки рассказывают, что с родителями разговаривают, словно на разных языках и у них нет ничего общего, поэтому чувствуют себя одинокими в семье. Бывает, звонят сами родители, которых беспокоит поведение и проблемы подростков». «У вас, как у психолога-консультанта, всегда есть готовый рецепт решения проблемы?» «Мы не даем готовых рецептов. Задача психолога построить разговор так, чтобы человек сам понял, каковы его потребности и интересы, в чем заключается проблема и как изменить ситуацию. Ведь зачастую трудности возникают оттого, что люди не понимают, что с ними происходит и почему. Но стоит разобраться в ситуации, как проблема решается». «Вы сказали, что некоторые люди через какое-то время перезванивают на телефон доверия и благодарят вас за неравнодушие и участие. Какие-то ситуации вам запомнились особенно?». «Мне запомнился звонок от одной женщины, которая волновалась за сына. По ее словам, мальчик стал замкнутым и раздражительным, отдалился от родителей, перестал рассказывать о своих делах в школе, об отношениях с друзьями, стал проводить время за компьютером. Мама утверждала, что для сына делает все: покупает ему модные вещи, дает деньги, и недоумевала, почему он в ответ так плохо себя ведет. Когда я спросила «а что вы делаете вместе?», мама очень удивилась и ответила, что ни у нее, ни у отца нет времени, чтобы куда-то пойти с сыном, устроить семейный отдых, поговорить о его проблемах. В ходе беседы выяснилось, что родители занимают отстраненную позицию, и такая воспитательная практика характеризуется автономностью детей. Реакция обособления в подростковом возрасте вызывает у взрослых недоумение и огорчение. Ребенок может отдалиться от семьи и, соответственно, родитель теряет с ним доверительный контакт. Через какое-то время после нашей беседы мама перезвонила и рассказала, что в отношениях с сыном есть положительные перемены. Он стал больше рассказывать о себе, познакомил маму с друзьями, они вместе ездили отдыхать. Что помогло? Осознание того, что ее родительская позиция на тот момент была не совсем правильная. После того, как мы поговорили о том, как поменять отношение к ребенку, о роли родителей в его жизни, произошли перемены. Расскажу еще одну историю. Звонок от восьмилетней девочки. Папа с мамой разводятся. Ребенок очень переживает, плачет в трубку, считает себя виноватой в том, что родители не хотят жить вместе, ругает себя за то, что недостаточно хорошо училась, иногда не слушалась. Она думает, что родители не любят ее, и она им не нужна. Боится навсегда потерять маму. Просит сделать что-нибудь, чтобы родители жили вместе. Конечно, это очень непростой звонок. Мы долго с ней разговаривали о том, что возможно предотвратить развод уже не удастся, но родители все равно любят ее и будут продолжать любить. А к тому, что они не будут жить вместе, просто нужно привыкнуть. Позже девочка позвонила и рассказала, что родители развелись, она осталась жить с мамой, но чувствует себя уже намного лучше и старается принять все, как есть». «Как вы считаете, почему в семьях возникают такие проблемы?». «Сегодня наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем – это, прежде всего, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение количества неполных семей и повторных браков. Зачастую возрастные особенности поведения ребенка непонятны родителям, в результате чего они используют неэффективную практику семейного воспитания детей. К тому же, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет разобраться в своих проблемах и отношениях с другими. Посещение психолога, специализированных лекций и тренингов, чтение книг позволит научиться этому. Умение понимать и разбираться в причинах своих переживаний очень важно, поэтому не стоит бояться обратиться к специалисту. Постоянное беспокойство, тревожность может стать причиной весьма серьезных заболеваний. Работа с психологом не только помогает разобраться в себе, но и содействует личностному росту». «Многие переживают, что о разговоре с психологом станет известно кому-нибудь постороннему. У вас анонимная служба?» «Мы не ведем запись разговора, услуга бесплатная и анонимная. Но ситуации бывают разные. Если человек, например, сообщает, что есть факты жестокого обращения с детьми, мы предлагаем свою помощь и говорим, что можем обратиться в определенные органы, иногда мотивируем, чтобы он согласился. Если позвонивший хочет этого, то мы сообщаем эту информацию в правоохранительные и социальные структуры. Но не стоит переживать по поводу того, что детский психолог кому-то что-то расскажет. Разговор всегда остается между психологом и человеком на другом конце провода». Детский телефон доверия 8-800-2000-122 работает круглосуточно. |