День Победы. Об этом празднике в гимназии не забывают никогда. В предверии 70-летия Победы хотим вспомнить о том, как ДЕНЬ ПОБЕДЫ «переплёлся» со школьной жизнью.
Мы составили рассказ из отрывочных воспоминаний ребят – выпускников 2005-2014 г.г. нашей школы, чтобы Вы почувствовали их эмоции…
•«Каждый год мы встречались с ветеранами Марией Дмитриевной и Валентином Вениаминовичем. ОНА – шестиклассница, ударница трудармии, которая знает, что такое баночка варенья и валенки, как награда за круглосуточную работу за станком, ОН –командир лётной эскадрильи. Эта трогательная пара поражала нас оптимизмом и жизнелюбием! Мы читали с ними письма с войны, пели военные песни (спасибо учителю музыки-Герасимовой Ольге Александровне), они танцевали у нас в гостях, а мы задавали себе вопрос: «А мы бы так смогли?»
• «В 8 классе мы собирали фотографии своих родных для АЛЛЕИ ПАМЯТИ в г. Челябинске. А потом вместе с Анной Егоровной мы побывали на этой АЛЛЕЕ... Сложно передать наши переживания, когда мы «плыли» по этой реке ЛЮДСКОЙ ПАМЯТИ… Мы нашли наших близких, зажгли свечи и возложили цветы. На фасаде музыкальной школы панно из 10 тысяч(!!!!) фото-героев войны, а на панно картина, известная всему миру: Берлин. Рейхстаг. Михаил Егоров и Мелитон Кантария из 150-й сд, которые шли во втором эшелоне атакующих. Они устанавливают знамя на статуе кайзера Вильгельма II, а чуть позже перенесли на купол Рейхстага. Оно и стало Знаменем Победы, хранящимся ныне в Музее Вооруженных сил (красное полотнище, которое первым появилось в небе над поверженным Берлином, до наших дней, увы, не дошло). Очень волнующие ощущения!»
• «Я расскажу о классных часах, посвящённых дню Победы: они были не похожи друг на друга и всегда с сюрпризами. Анна Егоровна вплетала в историю страны собственные переживания, книги, фильмы, музыку, историю своей семьи, встречи с ветеранами и узниками концлагерей. От этого восприятие исторических событий становилось ярче. И всякий раз было сопереживание, мы плакали и не стеснялись этого. Блокада Ленинграда, Ржев, Сталинград, первые дни войны, о чём бы не говорили – всегда речь о ПАТРИОТИЗМЕ и СИЛЕ ДУХА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО».
• «Мы вместе смотрели документальный фильм о блокаде Ленинграда с пояснением учителя. Смотрели вместе «Сталинград». Война придумана для чего-то взрослыми, но дети против войны. Надо, чтобы все об этом помнили каждую минуту».
• «В 9 классе мы побывали в Берлине. Стоя на крыше Рейхстага рядом с его восстановленным четвёртым куполом, Анна Егоровна рассказывала нам о ПОБЕДЕ СССР в Великой Отечественной войне. У наших ног в огнях лежал вечерний Берлин. Было темно, но я видел, как блестели у всех глаза. На фотографиях диарамы был разрушенный Рейхстаг, но нигде ни слова о СТРАНЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. Особо мы не расстроились, потому что САМИ знаем ПРАВДУ О ВОЙНЕ. Валерий Николаевич тоже много нам рассказывал, даже фильмы показывал».
• «Никогда не забуду поездку в город Брест и Брестскую крепость. Музей, где всё до последнего письма передаёт мгновения того времени. Город-ГЕРОЙ, который неделю противостоял натиску фашистов. Немецкий генерал, которому покорилась Европа не понимал, откуда брались силы у русских солдат… Просто они были на родной земле.»
• «Я была с ребятами, Анной Егоровной и Раисой Ивановной в Трептов парке в Берлине, где установлен памятник советскому воину с девочкой на руках. Что происходит с нами в такие минуты нельзя сказать в двух словах, но не хочется говорить, хочется молчать и думать о многом. Пусть ветераны знают, что мы - не потерянное поколение и потеря памяти нам не грозит. ДЕНЬ ПОБЕДЫ-ЭТО НАШ ДЕНЬ!»
Человеку надо мало: чтоб искал и находил. Чтоб имелись для начала Друг - один и враг - один... Человеку надо мало: чтоб тропинка вдаль вела. Чтоб жила на свете мама. Сколько нужно ей - жила..
Человеку надо мало: после грома - тишину. Голубой клочок тумана. Жизнь - одну. И смерть - одну. Утром свежую газету - с Человечеством родство. И всего одну планету: Землю! Только и всего. И - межзвездную дорогу да мечту о скоростях. Это, в сущности,- немного. Это, в общем-то,- пустяк. Невеликая награда. Невысокий пьедестал. Человеку мало надо. Лишь бы дома кто-то ждал.
Моя бабушка, Ирина Ивановна, уроженка Воронежской области. Вместе с дедушкой, Василием Матвеевичем, родила 8 детей.
Линия фронта проходила от их села Митяевка Лискинского района в 30 километрах. Ежедневно и добровольно жители выходили на рытьё окопов, строительство линий укрепления. Немцы многократно бомбили деревни, наказывали мирных жителей за то, что они помогают своим войскам. Реки - Дон, Хопер были теми природными преградами, которые позволяли сдерживать натиск немцев. В деревне пахали на ребятишках и женщинах, лошадей прятали и съедали, чтобы сберечь больных и слабых, а детей в каждой семье было от 5 до 8 человек.
Мой папочка повзрослел быстро - в 10 лет, сразу понял, кто в семье старший, потому что дедушка, его отец, не мог даже ходить. Забота о своих родных легла на папины плечи: сестрёнок было 5 и брат, родившийся инвалидом после бомбёжек... И на войну мой папка убегал 4 раза. Таких "героев" в Митяевке была тьма...
Были дни, когда он мальчишкой с ребятами собирали милостыню по деревням, потому что деревня умирала. Особенно быстро от голода и болезней умирали малыши, их хоронили каждый день. Папа плакал, когда умерли его маленькие брат и сестра, а он был их нянькой.
Директор колхоза "Путь Ильича" в деревенском клубе провёл собрание для всех, кому от 6 до 16 лет, взрослые ждали за дверью. Объяснил, что надо сеять хлеб, укреплять оборону, пахать, помогать старухам, у кого все на войне... В общем, о смысле жизни в военное время. Больше никто на войну не убегал и жили очень дружно. Сейчас это вспоминаю с грустью, но искренним пониманием и уважением к ЧЕЛОВЕКУ любого возраста. А когда Воронеж освободили, даже малышня в деревне вышла на улицу с песнями, хотя до настоящей ПОБЕДЫ было ещё далеко, но большая река всегда состоит из ручейков.... Это мне объяснил папа ещё в детстве.
Анна Егоровна Лисицина, учитель географии МАОУ «Гимназия № 19» г. Миасса Челябинской области
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]