«Ребёнок-непризнанный ГЕНИЙ, средь буднично-серых людей» М. Волошин «Общение с учеником должно снимать эмоции со знаком «минус» «Угнетённость предметом - это угнетённость учителем»
Я счастливый человек! Общение с детьми, прекрасными коллегами - учителями приносило радость, углубляло умение и профессионализм. Я работала в школе № 19 в первой команде завучей. Вначале завучем по начальной школе, где было более 600 человек.
Коллектив начальной школы был молодым, ищущим и очень старательным. Новые экспериментальные программы и учебники, за которыми мы ездили каждый год в Москву, а также приглашали московских составителей учебников к себе в школу, и они приезжали. Была хорошая преемственность: детский сад-начальная школа-средние классы (5 класс). Проводили много открытых мероприятий по преемственности.
Много проводили семинаров, открытых уроков для города и области, для учителей, завучей и директоров школ. Среди учителей начальной школы работали творческие педагоги: Земцова Н.П., Бурундукова О.А., Касюк С.Р., Алейникова С.П., Панченко С.Г., Боронина Г.А. и многие другие.
Затем меня перевели завучем по старшим классам. Эксперимент продолжался по всем предметам. Коллектив творчески и охотно работал по созданию гимназии. К нам уже приезжали за опытом, да и мы ездили повышать свои знания в школы Челябинска, ездили на курсы повышения квалификации в Челябинск и Москву, приглашали к себе профессоров из Москвы.
Чтобы облегчить работу учителя, мы составляли план посещения уроков по определённым целям на месяц, так что для учителей это не было неожиданностью. Учителя, в большинстве своём, проводили прекрасные уроки. У многих это были уроки МАСТЕРОВ: у Лисициной А.Е., Плохотниченко Р.И., Кавардаковой Г.А., Мануниной Н.А., Бочарова В.Н., Зинуровой Р.В., Родиной Л.Е., Павленко И.Л. и других.
Хорошо была организована работа по секциям: проводились предметные недели, выпускали много газет, готовили различные праздники, КВН, вечера. К примеру секция учителей русского языка и литературы ставила много спектаклей (иногда один учитель выдавал по 2 спектакля в год). Это Фоменко Е.Ф., Донец Р.Н., Павленко И.Л., Манунина Н.А. Это не считая тех спектаклей, которые выносило на большую сцену художественно-эстетическое отделение.
Сейчас я удивляюсь, как мне удавалось составлять расписание уроков на две смены, когда в школе около 1500 учеников и 250 работников. А компьютер отказался составлять расписание уроков как НЕВОЗМОЖНОЕ действие. А мы, завучи, составляли!
А теперь немного о своём учительском труде. Жалею, что опыт приходит только с годами: в последние 6-7 лет работы я почти полностью отказалась от «2», а по литературе и от «3». Главной целью моих уроков было следующее: дать прочные знания, а не контроль. По русскому языку была зачётная система. А по литературе был «бригадный метод». Мушкетёрский девиз «Один за всех и все за одного» срабатывал. Ребята получали конкретное задание с конкретными вопросами , готовили их и выступали перед классом. Это по системе Вадима Левина. Поэтому на уроке не было скучно. Ребята хорошо говорили и успешно выступали на публике.
В конце каждого полугодия каждая группа готовила «Букет любимому писателю». Здесь фантазия, костюмы, сценические действия! Дети очень любили такие уроки и готовились к ним здорово! Вот почему по литературе не было даже «3»!
А в конце учебного года или к праздникам ребята оформляли рукописные благодарности своим учителям. Это стало замечательной традицией!Педагогам было приятно получать такие ЗНАКИ ВНИМАНИЯ!
Я глубоко убеждена, что «2» давно изжила себя. Видимо, 19 школа немного, а может, много опередила время. Поэтому и стала гимназией.
Желаю всему коллективу уважаемой гимназии № 19 благоденствия, опережения времени, творящего терпения, оптимизма, веры в ученика, в его уникальность, веры в собственные творческие силы и знания! В чём счастье?... В жизненном пути, Куда твой долг велит,-идти Врагов не знать, преград не мерит, Любить, надеяться и верить.
С глубоким искренним благоговейным уважением, Донец Раиса Николаевна, учитель русского языка и литературы, ветеран труда, «Отличник народного просвещения», медаль им. А.С. Пушкина. |